11-й месяц. Характеристика периода
Развитие малыша 11 месяцев.
Первое место в этот период занимает формирование движений и речи, совершенствуется ходьба, появляются первые слова. Новшеством считается попытки ребенка ходить без поддержки родителей и опоры, самостоятельность малыша. Очень интересно наблюдать за его действиями, как он делает свои первые 2-3 шага, а потом хватается за опору, чтобы удержаться или шлепается на попу.
Почему же для малютки все так сложно, что так просто для взрослых? Дело в том, что у крохи еще не развито чувство равновесия, координация движений.
Дитя научится стоять, не держась за опору, и сделает свои первые шаги только к концу одиннадцатого месяца.
У родителей наступает сложный момент, им необходимо всячески помогать малышу, обеспечить ему самостоятельность, при этом страховать и оберегать его. Не следует допускать, чтобы ребенок упал навзничь или вперед, самое безопасное для него приземление – на попку.
Речь. Развитие малыша 11 месяцев характеризуется тем, что кроха начинает издавать новые звуки, экспериментируя ими в различных сочетаниях. В результате этого у него начинают получаться слова, например: «ав-ав», га-га» и т.п.
Теперь любой предмет, который вы показываете малышу, должен получать свое названия, ребенок будет стараться запоминать. Проведите эксперимент. Возьмите несколько одинаковых игрушек, например мишек, спросите у малыша: «где мишка?», он укажет на одного, любимого. Затем спросите: «где еще мишка?», и он покажет вам других. Так ребенок будет выделять и иные знакомые ему предметы.
Если малыш выполняет ваши пожелания, значит, он научился обобщать похожие предметы. Если же он вас не понимает, значит, ему необходима помощь. Покажите ему, к примеру, мяч, назовите «шарик», и покажите похожие круглые предметы.
С игрушками малыш действует уже по-другому, теперь это цепочка повторяющихся, однотипных действий с набором однородных предметов. Дитя действует с игрушками методом проб и ошибок, познает все на собственной практике и с вашей помощью.
Теперь он умеет делать «ладушки», а если ему сказать «до, свидания», он помашет вам в ответ рукой.
Теперь, играя с малышом, можно выстраивать целые сюжеты. Ребенок должен знать, что кукла смеется, потому что весело; мишка плачет, потому что упал и ударился и т.д. Можно задавать вопросы и самим на них отвечать, к примеру: «что, хочет зайка?» — «зайка хочет кушать».
Показывайте ребенку сценки, придумывайте сюжеты с игрушками.
Бывает, что в игре ребенок начинает вдруг трепать, бросать игрушки, заберите и скажите: «нельзя» — и тут же покажите, как можно играть с той или иной игрушкой.
На прогулке ребенку можно показать и прокомментировать, как котенок греется на солнышке, как собачка бегает, гавкает.
11-й месяц жизни меняет и роль картинок в развитии малыша. Он и раньше рассматривал журналы, книги, обои, но теперь ребенок начинает узнавать в картинках животных, игрушки, все знакомые ему персонажи.
Все неадекватные действия с игрушками и картинками необходимо прерывать и показывать, как нужно действовать правильно. И наоборот, хвалить малыша за его успехи.
Подведем итоги развитие малыша 11 месяцев:
- ребенок методом проб и ошибок овладевает различными действиями с предметами: катит шарик, надевает кольца на пирамидку и т.д.
- выполняет просьбы родителей: вынимает предметы из коробочки, снимает кольца с пирамидки и т.п.
- подражает взрослому, повторяя за ним разученные действия
- самостоятельно играет до 10-12 минут
- внимательно наблюдает за работой близкого и любимого человека
- наблюдает за действиями других взрослых и детей, интересуется
- комментирует: машина поехала – «би-би»; собачка залаяла – «ав-ав»
- ревнует родителей к другим детям
- может заплакать, если плачет мама
- избирательно относится к незнакомым людям
- эмоционально реагирует, например: мишка упал – малыш заплакал, дали зайке морковку – обрадовался
- проявляет любопытство ко всему
- выполняет различные просьбы родителей, например: машет рукой – «пока»; грозит пальчиком – «но-но-но»
- узнает знакомые предметы на картинках
- произносит некоторые слова, например: ав-ав, дай
- стоит самостоятельно, поднимаясь с пола и выпрямляя ноги, без опоры и поддержки до 10 секунд
- делает первые самостоятельные шаги
- пьет из кружки, придерживая ее руками
- умеет брать игрушки двумя пальцами или щепоточкой
Ребенок, как ваше «зеркало», поэтому тщательно продумывайте свои действия.
С уважением, Активный малыш!